Обнимая баян. Педагог добрянской Школы искусств – о музыке и детях

Преподаватель баяна и аккордеона Добрянской школы искусств Татьяна Бердникова впервые взяла в руки баян в 4 года. Проработав преподавателем школы искусств более 35 лет, она не представляет себя в другой профессии. За эти годы задачи музыкального педагога стали шире, а ученики значительно отличаются от своих сверстников советских времён.

Преподаватель Добрянской школы искусств Татьяна Бердникова впервые взяла в руки баян в 4 года. С инструментом она не расстаётся уже полвека.

Чтобы слышать музыку

– У большинства детей интерес к живой музыке по сравнению с советскими временами снизился. К сожалению, звуки классических инструментов дети вживую слышат всё меньше и меньше: в семьях, на уроках, мероприятиях и занятиях в школах и детсадах предпочтение отдаётся фонограммам, – считает педагог лауреатов всероссийских и международных конкурсов. – В наш век информационных технологий электронная музыка самого различного качества и направлений слышится буквально отовсюду. Ребёнок привыкает к тому, что, проведя пальцем по смартфону, можно послушать всё что угодно.

Ухо современного ребёнка, по её словам, не «видит» разницы между живым звуком, например, баяна или домры, и компьютерным их замещением, поэтому в целом интерес у детей к занятиям, к обучению игре на инструментах заметно снизился. В основном сейчас дети приходят в музыкальную школу по настоянию родителей, по собственной инициативе – намного реже.

Одна девушка с баяном

Лет тридцать-сорок назад картина была совсем иная: и родители, и дети считали учёбу в музыкальной школе престижной, к тому же занятия в те времена были платными.

– Мой папа, водитель по профессии, увлекался музыкой: играл на трубе в оркестре, дома – красивые народные песни на гармони и баяне, – говорит она. – Мне почему-то полюбились баян и гармонь: их тембр, способ извлечения звука, даже форма инструмента привлекала. Ещё в детсадовском возрасте даже пыталась сочинять что-то.

В пятом классе пришёл преподаватель музыкальной школы, который набирал класс. Тогда школа располагалась в двухэтажном здании на улице Победы, примерно на том месте, где построен Дом быта.

– Записалось человек пятнадцать, все мальчишки, а с ними я одна, – улыбается Татьяна. – Училась с удовольствием, сказались мои детские занятия и любовь к инструменту. Со своим преподавателем Владимиром Стефановичем Савиновым мы дружим, бывает, играем что-нибудь. Его внук учится у меня.

Вспоминает, как на уроках пения учитель Добрянской школы № 4 Александр Павлович Петров, баянист-самоучка, которого ученики за глаза уважительно звали Палычем, просил Татьяну поиграть что-нибудь. У одноклассников это вызывало уважение.

В старших классах музыкальной школы выступали с концертами в сельских клубах, школах. А ежегодные отчётные концерты в Доме культуры! Вот когда надо было выложиться на все сто! Ты ведь переполненному залу показываешь всё, чему тебя научили за год. И обязательно спеть в сводном хоре, в котором выступали слушатели всех музыкальных отделений.

Потеряла год в учёбе, но нашла свою дорогу

Серьёзный шаг к своей будущей профессии Татьяна сделала после 9 класса. Она как раз получила свидетельство об окончании музыкальной школы и вместо того, чтобы идти в десятый класс общеобразовательной школы, вдруг с одобрения родителей решила поступать в музучилище на базе неполного среднего образования.

– Конкурс был приличный, мы с ещё одной девочкой из Добрянки ездили на консультации, серьёзно готовились. Нам повезло, мы стали студентками отделения народных инструментов, – говорит Татьяна. – На первом курсе училища я не только серьёзно занималась на более сложном баяне, но и всерьёз осваивала аккордеон, чуть поменьше – фортепиано. Естественно, углублённо изучали теорию музыки. – И с улыбкой добавляет: – Целый год пришлось повторять программу девятого класса.

Найти струнку в ученике

После окончания училища не раздумывая решила вернуться в Добрянскую музыкальную школу: всё там было родным – педагоги-стажисты и молодые преподаватели, которых хорошо знала по «музыкалке». Да так и связала свою жизнь с преподаванием: в её трудовой одна запись.

Ученики за эти годы стали другими: они завязаны на постоянном виртуальном глобальном общении, и даже когда телефон молчит, ребёнок волей-неволей думает об этом. Это мешает занятиям, поэтому эффективность урока зависит во многом и от умения педагога настроить ученика на занятие.

– Наша профессия творческая, и в подборе материала, и в подходах к учебному процессу надо достучаться до каждого ученика, найти в нём струнку интереса к музыке. От преподавателя должна исходить любовь к музыке, к инструменту, он просто обязан постоянно совершенствоваться, участвовать с подопечным в выступлениях, только так можно научить ребёнка хорошо играть. Дети ведь чувствуют малейшую фальшь, – заключает Татьяна Бердникова.


Поделиться:

Комментировать в соцсетях


Добавить комментарий