Родом из Вильгорта

Село Перемское – самый заметный населённый пункт в низовьях Косьвы – можно образно назвать столицей здешнего края. И по населению оно самое большое, и по истории очень богатое. 14 августа жители отметят 445-летие родного села.

Так выглядела Богоявленская церковь в с. Перемском в 30-х годах прошлого века перед закрытием. / Фото из фондов архива Добрянского городского округа

От истоков

Начальная история Перемского известна благодаря «Книгам сошного письма» писца Ивана Яхонтова да подъячего Третьяка Карпова за 1579 год. В ней описывается деревня с коми-пермяцким названием Вильгорт («виль» – новый, «горт» – деревня). Указано количество пашен, леса и сена у здешних обитателей, упоминается их занятие рыбной ловлей, а также сумма налога: «а оброку им с тое ловли давати по полтине да пошлин с оброку полтретьи деньги». Названы крестьяне: «Игнашка Борисов да брат его Васка, Фомка Яковлев да брат его Ивашко, Ефимко Яковлев, Ивашка Яковлев, Васка Иванов, Степко Григорьев, Тимошко Иванов, Игнашко Васильев».

Судя по всему, они были коми-пермяками по происхождению, но уже православными по вере. По крайней мере, пермский исследователь, кандидат исторических наук Е. Шумилов прямо писал: «Прежде здесь жили коми-пермяки». Отсюда и нынешнее название села.

Вогульское разорение

Через два года после переписи, летом 1581 года, на Косьву со своим отрядом в семь сотен воинов из-за Уральских гор вторгся вогульский (мансийский) князь Кихек. В результате вторжения были сожжены все «первоначальные» русские поселения как на Косьве, так и на Обве, Яйве и Чусовой. После этого нападения на месте бывших деревушек, в том числе, кстати, и починка Микулин (Никулино), остались лишь пустоши.
В переписи М. Кайсарова за 1623 год вместо Вильгорта был указан погост Косьвинский с государственными крестьянами.

Из церковной истории

В начале XVIII века Косьвинский погост был административным центром обширного округа в вотчинах Строгановых, на территории которого размещались 19 деревень и 2 починка. Имелась тут и деревянная православная церковь во имя Богоявления Господня. Точных данных о времени её строительства нет, но судя по тому, что уроженец Соли Камской священник Максим Лукин сын Кормщиков служил в ней «в попех» с 1694 года, история первого перемского храма уходит в XVII век.

Причём первый храм будто бы сгорел и вместо него была возведена новая одноимённая деревянная церковь с приделом св. Николая, которая просуществовала до открытия в селе в 1830 году нового каменного храма. Впрочем, «предания старожилов» о существовании первых деревянных храмов были «очень скудны и темны». А вот о каменном храме документальные материалы имеются.

Его закладка состоялась 9 августа 1822 года. Как сообщала церковная летопись, «здание храма и в нем теплый придел строились непрерывно, кроме зимних месяцев, восемь годов, иждивением господ владельцев». Ими были князь М.А. Голицын, тайный советник Х.И. Лазарев, княгиня В.П. Бутеро и графиня С.В. Строганова.

Церковь сооружалась из местного кирпича. «В то время в селе работало два кирпичных завода. Один завод располагался на Марфуткином мосту (р. Волим), другой на реке Косьве. Там изготавливали кирпич и там же его обжигали в специальных печах. Кирпич был очень крепкий, качественный», – писала краевед В.И. Лаврова.

Освящение тёплого придела во имя Святителя и Чудотворца Николая состоялось 20 сентября 1830 года. Вслед на этим, с 1831 года, «началось сооружение церкви в здании холодного храма и продолжалось восемь годов». По названию придела село называлось «Перемским Никольским тож».

Первая попытка закрыть храм была предпринята советской властью в 1936 году, но окончательно церковь закрылась в 1940-м.

Глазами писателя

Интересные описания о Перемском оставил путешествовавший по Косьве в 1875 году писатель Василий Немирович-Данченко, брат известного театрального деятеля.

«Первую церковь мы встретили у села Пермского… Кругом превосходные постройки. Видно, что народ живет зажиточно. Поля на десятки верст раскинулись кругом. Здесь, сравнительно, сеется много хлеба и урожай чудесный, – не без преувеличения писал именитый путешественник. – Кому нельзя дома прокормиться, тот идет заготовлять дрова для Чермоза или Кизела, а то и на заводскую работу нанимается. Самое село разбросалось на большое пространство кучками. Тут группа изб – в полуверсте другая группа, а там третья. Таких групп мы насчитали до двенадцати. А вдалеке мерещились ещё и ещё».

Он же поразился любви здешних жителей к росписи изб: шкафчиков, полатей, а то и стен голубями да цветами «фантастического рисунка».

– Кто это у вас искусник такой? – интересовался писатель у крестьян.
– Из села Нижегородки один ходит. Да что, мы его ноне к себе не пущаем.
– Что так?
– На девок больно лих. Сколько он у нас перекастил их, страсть!

Школьные страницы

В январе 1874 года над Перемским занялась заря школьного образования. Пермское уездное земство открыло здесь смешанное, для мальчиков и девочек, училище (школу). Она стала второй на Косьве вслед за никулинским училищем, открытым в ноябре 1871 года.

По сведениям на начало 1872 года, при общем населении Перемской волости и соседней Останинской в 3840 душ имелось всего не более 20 человек грамотных. Помимо прочего, школа нужна была здесь ещё и как средство борьбы со «страшно развитыми между косьвяками предрассудками». «Пермские губернские ведомости» писали: «С открытием училищ здешний край начнёт потихоньку просвещаться, а через то постепенно будет ослабевать и суеверие в крестьянах».
До революции, благодаря стараниям земства, в Перемской волости помимо двухклассного, с пятилетним сроком обучения, сельского училища открылись одноклассные школы в деревнях Дурнята, Ефтята, Красная, Серёгово, Таборы и Тихая.

В 1909 году учителя стали организаторами небывалого здесь ранее события – постановки спектакля. «Ставили Островского: «Не так живи, как хочется», – сообщали «Пермские губернские ведомости». – Самый дальний артист-учитель жил за 24 версты. Под театр приспособили школу. (…). Боялись одного, что мало придёт крестьян, но успех превзошел скромные ожидания. Полный сбор. Оживлённые, довольные лица. Стряхнута на минуту лямка ежедневного труда и будней. Яркий вечер, яркое впечатление в жизни глухой деревни и ея вечного труженика – народного учителя».

Волостная «столица»

В начале ХХ века в Перемском насчитывалось около сотни дворов, в коих проживало почти 500 человек. Село являлось центром обширной волости, куда входили 56 деревень. Перемское обладало полным набором учреждений, характерных для крупного волостного центра тех лет. В нём были волостное правление, церковь, школа, земская больница (открылась в 1892 г.), библиотека-читальня, ветеринарный пункт и даже попечительство о народной трезвости. Дважды в год в селе проходили трёхдневные торжки: 6 января начинался Крещенский и 6 декабря – Никольский. Оба собирали немало торговцев и покупателей.

В огне восстания

Летом 1914 года, по данным прессы той поры, над Перемским стояли стон и рыдания. Село отправляло первых мобилизованных на Первую мировую. А в декабре 1918 года вой­на, на этот раз гражданская, пришла уже в само Перемское. Перед приходом на Косьву белых в здешнем крае вспыхнуло антибольшевистское крестьянское восстание.

В Перемском располагался его штаб. Отсюда шли депеши в соседние деревни, отсюда при отходе остатков 22-го полка красных по ним вёлся пулемётный огонь, отсюда же белые продолжили своё наступление на Добрянский завод. На расположенный возле села остров свозили на расстрел захваченных в плен красных.

Советская власть вернулась на Косьву летом 1919 года. После голода начала 20-х годов пришло новое время, связанное с коллективизацией сельского хозяйства, индустриализацией, в том числе в лесной промышленности, массовой ликвидацией неграмотности, репрессиями, закрытием храмов…


Поделиться:

Комментировать в соцсетях