Тайна деревни Мутной. Запутанная история появления населённого пункта в Добрянском районе

Поводом для данной статьи послужило письмо от бывших жителей населённого пункта Мутная бывшего Ветлянского сельсовета с просьбой найти сведения, когда же появился их посёлок? История достаточно запутанная.

Вид на посёлок Мутная. / Фото с сайта komandirovka.ru

Одноимённые деревни

Исторически на территории, входящей сейчас в состав Добрянского городского округа, существовали две деревни с названием Мутная. Названия им дали одноимённые речки. Одна деревня, ныне обезлюдевшая, находилась на реке Вильве при впадении в неё справа речки Мутной (в нескольких километрах от современной ж/д станции Боковая). Другая числилась при речке Мутной, правом притоке реки Чусовой, в районе Ветлян. В начале ХХ века в её округе указывались также небольшие деревеньки Пушкари, Пермяки, Волково, Моховой луг, По тракту, Воробьи, Талая. Тут же проходила трактовая дорога из с. Голубятского (Голубята) в Верхнечусовские Городки.

Первая, «вильвенская», Мутная с девятью дворами и 64 жителями упоминалась, к примеру, в «Списке населённых мест по сведениям 1869 г.» А вот начальное упоминание о второй – «ветлянской» – пока что не установлено и скрывается за верстовыми столбами времени… Да и за пограничными тоже. В период районирования 1923-1924 гг. эта территория отошла к Верхнегородковскому району Пермского округа Свердловской области и в состав Добрянского района была включена лишь в 1963 г. Как и известный с 70-х гг. XIX в. посёлок Ветляны.

Три дюжих мужика

В дореволюционных газетах интересующая нас д. Мутная упоминалась пару раз. Оба упоминания относятся к началу ХХ века.

В газете «Пермский край» за 1901 г. сообщалось, к примеру, о конфликтной ситуации, связанной с проездом местных крестьян по дороге в с. Голубята. Документ колоритный, приведу его полностью: «Дер. Мутная, пермского уезда. Местные крестьяне исстари ездили в Голубята и на мельницу, и в храм, и на базар. Теперь им отрезали путь. Добрянское заводоуправление поставило «сердитый» кордон с тремя дюжими мужиками и не велит ездить «по их дороге». До Голубят от нас 13 верст, а до Чусовских Городков около 30 верст. Вот тут и думай, как тут попасть с младенцем, что бы его в крещеную веру привести, или с покойником, или в больницу ехать. А ведь и всего-то по чужой земле ездили с версту. Теперь, чтобы объехать кордон, надо сделать вместо версты десять. Ныне был у нас праздник Власия, в часовне и службы не было: голубятское духовенство даже не пропустили через кордон! Ужели так ездить и не позволят?»

«Пионер-агроном»

Ещё одна публикация встретилась в газете «Пермские губернские ведомости» за 1911 г. и касалась необходимости открытия в Мутной школы. В этой статье деревня называлась «глухой, отдаленной и большой». Много добрых слов было сказано при этом в адрес местного общественника, смотрителя «максимовского имения» В. В. Беляевских. «Население учится у него», – сообщалось в корреспонденции.
Под «максимовским имением» подразумевалось «Максимовское лесопромышленное и торговое акционерное общество», у истоков создания которого стояли крупные российские предприниматели – братья Максимовы. Они основали его путём выделения из англо-русской контрактной компании. Имели на тот момент до 5 млн рублей основного капитала, 20 местных отделений, лесных дач и лесопильных заводов.

Что же касается В. В. Беляевских, то он, будучи, по словам современников, «глубоко религиозным и крайне предприимчивым пионером-агрономом», активно ратовал в то время за открытие в Мутной как церкви, так и школы.

Открытие школы объяснялось необходимостью вытащить местное, «утопавшее в браге, вине, ссорах» население из «некультурных, отвратительнейших условий жизни». Чтобы достичь этого, общественник, что называется, бил во все колокола. «Обращался он к духовному ведомству, но здесь ему категорически сказали, что нет средств. Обращался к земству – ему обещали: «Вот только место посмотрим». Да так никто и не бывал из земцев в этой глуши, – откровенно писали «Пермские губернские ведомости». – Когда была составлена школьная сеть, Мутная каким-то чудом совершенно была обойдена: не попала в список. Кто тут виноват – не знаем. Земство же, видимо, забыло свои обещания».

Сергина-Мутная

Настойчивость В. В. Беляевских всё же сыграла свою роль. К 1917 г. школа в д. Мутной действовала и была земской. Действовала и церковь. Она находилась в расположенной опять же на р. Мутной деревне Сергиной. Но вот же парадоксы истории, это был один и тот же населённый пункт!

До революции, да и позже, два и даже три названия для одной деревни были обычным делом. Скажем, в списке населённых мест Пермской губернии на 1904 г. «в дачах Максимова, Сериковой и других владельцев» выселок Сергиев имелся, а вот интересующая нас деревня под названием Мутная отсутствовала. Зато в переписи 1926 г. она появилась и как раз с двойным названием «Сергино (Мутная)». Для примера, упомянутая выше д. Пермяки в этом же источнике называлась ещё Верхне-Талой, а д. Шалашная имела второе название Томиловская. Что же до Сергино (Мутной), то она входила тогда в состав Косогорского сельсовета Верхнегородковского района. В ней имелось 28 дворов и 110 жителей. Но вернёмся немного назад.

Из истории церкви

Как сообщалось в архивных документах, церковь во имя Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца была «построена тщанием прихожан из имеющейся довольно обширной часовни деревянной, с таковою же деревянною колокольнею (…) с прирубом алтаря в 1912 году». В документах сообщалось, что она «кругом обшита тесом и прочна, на каменном фундаменте».

4 мая 1917 г. по ходатайству прихожан и по Указу Святейшего Правительствующего Синода «означенная церковь и приход» были выделены из Голубятского прихода и получили самостоятельность. Церковь жила небогато. «Утварью и ризницей не достаточна», – отмечалось в «Клировой ведомости».

По штату новому храму полагались священник и псаломщик. По приговору прихожан, в 1917 г. на содержание причта священнику положили 300 рублей в год, псаломщику 100 рублей. Помимо этого, для них предусматривался «сбор хлебный два раза в год, льном, шерстью и прочими продуктами». У церкви имелось 33 десятины земли, но при этом не было ни часовен, ни церковных домов.

В 1917 г. священником в Сергиевской церкви служил Иоанн Иустинович Швецов. Ему исполнилось тогда 53 года. Он был выходцем из священнической семьи, имел церковные награды, а также две серебряные медали и звание учителя. Окончил в 1879 г. курс в Соликамском духовном училище и служил там же учителем и псаломщиком. 14 января 1890 г. его рукоположили в сан дьякона, а 1895 г. в Красноуфимском уезде – в сан священника. Служил в Соликамском, Чердынском, Осинском уездах.

С сентября 1915 г.  о. Иоанн Швецов «проходил должность учителя Полазненского церковно-приходского училища», с 5 января 1916 г. – должность учителя Голубятского земского начального училища. Настоятелем Сергиевской церкви села Сергина Пермского уезда был определён 12 мая грозного 1917 года.

Должность церковного старосты в 1917 г. исполнял крестьянин Игнатий Далматович Кадочников 44-х лет.

Приход Сергиевской церкви был небольшим. «По сему Сергину» числилось всего 63 мужчины и 62 женщины, а вместе с соседними деревнями – 159 и 155 человек соответственно.
К вышесказанному остаётся лишь добавить, что земная жизнь сергинского батюшки о. Иоанна Швецова мученически оборвалась зимой 1918 г., когда он был расстрелян большевиками.

На закат?

Деревня Мутная вместе с речкой уже в советское время дали название и посёлку. После Великой Отечественной войны среди его жителей имелись спецпереселенцы, которые подчинялись расположенной в п. Ветляны Верхне-городковского района спецкомендатуре № 12.
В 60-х гг. ХХ в.  п. Мутная числился «лесным посёлком» в составе Ветлянского сельсовета Добрянского района, а д. Мутная была в составе Шалашненского сельсовета Чусовского района. По данным на 1 июля 1963 г., в посёлке проживали 1500 человек. Однако население быстро сокращалось. В 1982 г. в п. Мутная числилось 484 человека, а через десять лет остался 141 житель. В 2010 г., когда он входил в состав Дивьинского сельского поселения, в нём был прописан только 51 человек.


Поделиться:

Комментировать в соцсетях