Как исчезали церкви

В 20-х годах XX века в Косьвенском крае действовало пять православных церквей. К концу 30-х не осталось ни одной.

В 20-х годах ХХ века на территории Добрянского района имелось 16 православных церквей. Наряду с известными, существующими по сей день храмами у нас действовали ми небольшие, ныне забытые церкви.

Они находились в исчезнувших деревнях Панылки и Сергино и обе были освящены во имя преподобного Сергия Радонежского.

«Тщанием прихожан»

Отдалённая косьвинская деревня Панылская впервые была отмечена в 1711 г., но тогда в ней числились лишь два пустых двора. Как сообщалось в переписи, жившие в них ранее семейства Шилковых и Батановых «ушли в Сибирь». Однако позже деревня возродилась.

По сведениям за 1908 год, она состояла из 25 дворов, в коих проживало 122 человека. В деревне действовали земская школа и церковь. До ближайшей железнодорожной станции в Губахе отсюда было 25 вёрст, до центра волости, села Перемского, – 35.

Деревянная церковь в честь Св. Преподобного Сергия Радонежского была построена в Панылках в 1901 г. «тщанием прихожан ближайших деревень к сей церкви», а освящение состоялось 10 июня 1905 г.

Панылская (Паныльская, Панылковская) церковь была небольшой и небогатой. «Зданием деревянная под деревянною крышею с такою же колокольней. Утварью недостаточна», – сообщалось о ней в «Клировых ведомостях». По штату полагались священник и псаломщик, которые содержались только за счёт невеликих кружечных доходов и «хлебного сбора в самом незначительном количестве». К церкви были приписаны четыре часовни в деревнях Шестаки, Брюхановой, Красной и Тихой. В деревнях Балуевой и Тихой действовали земские школы.

Самостоятельный приход Сергиевская церковь в с. Панылки получила в 1913 г., а до этого входила в качестве приписной к Богоявленской церкви села Перемского.

Кто служил в Панылках

Первым священником в Сергиевской церкви стал выходец из крестьян Иоанн Шешин. По информации за 1914 г., ему было 29 лет, но, несмотря на молодой возраст, он имел весьма солидный послужной список. Окончив в 1902 г. курс в Дубровской второклассной учительской школе, трудился учителем в Осинском уезде. Много учился. Бывал на певческих миссионерских курсах, слушал лекции по гомилетике – церковно-богословской науке, излагающей правила церковного красноречия или проповедничества. До Панылок о. Иоанн служил в разных церквах псаломщиком, дьяконом, с 1911 г. – священником. Везде преподавал Закон Божий, да так, что заслужил медали в память 25-летия учреждения церковных школ и в честь 300-летия династии Романовых.

В Сергиевскую церковь он прибыл в 1913 г. Сразу же стал преподавать в деревнях Тихой и Балуевой. Вместе с батюшкой в Панылках жили жена и дочь.

Медалями в честь 300-летия Романовых была отмечена также служба псаломщика Григория Кимвалова и церковного старосты Калиника Рычкова. До прибытия в марте 1913 г. в Панылки Г. Кимвалов окончил Юговское начальное народное училище, был послушником в Соликамском монастыре, а с 1906 г. служил псаломщиком в Чердынском уезде. Был женат, имел четверых детей. Что же касается Калиника Рычкова, то ему в 1914 г. исполнилось 49 лет. В своё время он побывал на военной службе, где дослужился до каптинармуса (старшего унтер-офицера, ведавшего учётом и хранением армейского имущества) и получил бронзовый знак за отличную стрельбу.

Остались без священника

В 1914 г. в приход Сергиевской церкви входило 12 деревень. В них насчитывалось 234 двора и проживало 1346 человек. Правда, жизнь их омрачали распри, причём весьма серьёзные. Как сообщал в отчёте в епархию благочинный, в новооткрытом «паныльском приходе половина деревень, приписанных к сему приходу, не желает быть в нем, а желает остаться в прежнем Перемском приходе и потому к Паныльскому причту относятся даже враждебно». В 1917 г. церковь осталась без священника.

Бурные события охватили Панылки и окрестности в 1924 г., когда по постановлению Епархиального Совета от 18 февраля «Панылковский приход за малочисленностью и отдалённостью от других деревень» был закрыт, а церковь приписана к Тиховской. «Расширение и образование Тиховского прихода было необходимо и неотложно, т. к. в Панылском приходе, всего из небольших деревушек, причт влачил самое жалкое существование, благодаря чему приход часто оставался праздным», – отмечалось в документах.

На уступки не пошли

Однако ликвидация Панылского прихода вызвала недовольство части местных жителей. Один из священников писал: «Несмотря на моё кроткое отношение к населению, недовольство всё-таки есть, и я немало претерпел. Население с. Панылки (19 дом.) и д. Вяткиной (20 дом.) недовольно тем, что священник от них переехал в д. Тихую, тогда как раньше не было никакой заботы о достатке причта, да и вообще ни о чем не было заботы, так что священнику приходилось и в церкви печь топить, и к Богослужению звонить!»

В этих условиях часть деревень задумала было перейти к Губахинскому приходу, но церковные власти на уступки не пошли и направили свои усилия к укреплению нового Тиховского прихода.

С тем короткая история Сергиевской церкви в д. Панылки почти завершилась. Почти потому, что официальное решение о её ликвидации как культового здания было принято в 1934 г. Сама же деревня исчезла с лица земли в 70-х годах прошлого века. По данным за 1969 г., она входила в состав Тиховского сельсовета, и проживало в ней всего-навсего семь человек.

«Кругом обшита тесом и прочна…»

Деревня Сергина (Мутная) находилась ещё в одном «медвежьем углу» Пермского уезда, на речке Мутной (правый приток р. Чусовой), и входила в приход Успенской церкви с. Голубятского, до которой считалось 15 вёрст.

Церковь во имя Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца была «построена тщанием прихожан из имеющейся довольно обширной часовни деревянной, с таковою же деревянною колокольнею (…) с прирубом алтаря в 1912 году». Сообщалось, что она «кругом обшита тесом и прочна, на каменном фундаменте».

«Глухая, отдалённая и большая деревня, наконец, после долгих хлопот, обзавелась церковью во имя св. Сергия Радонежского, – писали в 1911 г. «Пермские губернские ведомости». – Освящение храма предполагается совершить Великим постом. Инициатива дела, кажется, принадлежит смотрителю (…) В. В. Беляевских, который много лет здесь живет, будучи (…) глубоко религиозным и крайне предприимчивым пионером-агрономом. Население учится у него».

4 мая 1917 г. по ходатайству прихожан и по Указу Святейшего Синода «означенная церковь и приход» были выделены из Голубятского прихода и получили самостоятельность.

По штату новому храму полагались священник и псаломщик. При этом церковь не имела в своём приходе ни часовен, ни церковных домов, а местная школа была земской. «Утварью и ризницей не достаточна», – отмечалось в «Клировой ведомости».

В 1917 г. священником в Сергиевской церкви служил 53-летний Иоанн Швецов. Он имел церковные награды, а также две серебряные медали и звание учителя. С 5 января 1916 г. служил в должности учителя Голубятского земского начального училища, а 12 мая 1917 г. его определили настоятелем Сергиевской церкви.

Приход её был небольшим. «По сему Сергину» числилось всего 63 мужчины и 62 женщины, а вместе с деревнями Пушкари, Пермяки, Волково, Маховой Лог, По тракту, Воробьи, Талая – 159 и 155 человек соответственно.

В период районирования 1923-1924 гг. территория, на которой располагались эти деревни, отошла к Верхнегородковскому району Пермского округа Свердловской области, а в 50-х гг. частично вернулась в Добрянский район.

К вышесказанному остаётся лишь добавить, что земная жизнь о. Иоанна Швецова оборвалась ещё зимой 1918 г., когда он был расстрелян большевиками.

Поделиться:

Комментировать в соцсетях