Люди с театральных афиш

Афиша театральных постановок, прошедших в Добрянке в феврале 1890 года. Разрешение на их печать было выдано уездным исправником Баралевским. /Из фондов ГАПК

Источниками наших знаний о прошлом края могут быть не только архивные документы, письма, публикации в газетах прежних времён, но и… театральные афиши. Через них можно, к примеру, восстановить страницы культурной жизни того или иного времени, а также узнать интересные факты об увлечениях некоторых заметных добрянцев. Вот примеры из 1890 года.

Известно, что в феврале того года в местном любительском театре за два дня были поставлены четыре пьесы. В начале ставились комедии самого популярного в русской театральной среде драматурга А. Н. Островского (1823-1886), а следом за ними на суд зрителей выносились водевили – лёгкие эстрадные пьески. В антрактах «играл оркестр музыки».

Что известно об актёрах

2 февраля 1890 г. добрянские любители «с дозволения начальства» представили публике комедию Островского в трёх действиях «Бедность не порок» – любовную историю со счастливым концом, в которой бедный конторщик Митя всё же женится на Любе, дочери богатого купца Гордея Карпыча Торцова.

В афише указывались все действующие лица и исполнители этой пьесы. Среди них было немало известных в старой Добрянке людей. Несмотря на то, что инициалы у наших артистов отсутствовали, некоторые персонажи устанавливаются достаточно точно. К примеру, роль Гриши Гуслина в этом спектакле играл «г. Батанов» – конторский служащий, отец известного добрянского краеведа Владимира Михайловича Батанова (1897-1966), подготовившего в 30-х гг. многотомную машинописную историю Добрянского завода.

Роль жены Гордея Карпыча исполнила «г-жа Сюзева», с большой долей вероятности – Любовь Александровна Сюзёва, супруга управляющего Добрянским заводом и любителя театрального искусства П. И. Сюзёва. Когда Павла Ивановича не стало (1893 г.), то она в память о нём и при поддержке брата П. А. Тунёва (он тоже играл в спектакле) построила и передала земству полностью оборудованное здание школы для девочек, а позже подарила пермскому музею богатую домашнюю библиотеку. О дальнейшей судьбе Любови Александровны ничего не было известно до последнего времени, но буквально на днях пермской исследовательнице Е. В. Смирновой удалось установить, что «Добрянского завода личного почетного гражданина вдова» Л. А. Сюзёва скончалась в Добрянке в декабре революционного 1917 г. в возрасте 67 лет.

В пределах церковной ограды

Афиша театральных постановок, прошедших в Добрянке в феврале 1890 года. Разрешение на их печать было выдано уездным исправником Баралевским. /Из фондов ГАПК

К слову сказать, Е. В. Смирнова установила судьбу ещё одного артиста, её прадеда, добрянского учителя и общественника М. С. Попова (подробней см. «ЗОРИ ПЛЮС». 2021, 4 августа), который играл в спектакле одну из главных ролей конторщика Мити. Информация о Михаиле Степановиче обрывалась событиями 1917-1918 годов, и не исключалось, что он, подобно многим другим интеллигентам, покинул Добрянку с отступавшими белыми. Но это предположение оказалось неверным. Его земной путь оборвался в возрасте 56 лет в апреле грозного 1918 г. По соизволению архиепископа Пермского и Кунгурского Андроника, уважаемый учитель был похоронен в ограде Рождество-Богородицкой церкви. Где именно – неизвестно. Погребения церковнослужителей и наиболее известных мирян у её стен были цинично уничтожены при советской власти. Во время проведения недавних работ по реконструкции церкви, как и ранее, при сооружении часовни, строители не раз натыкались на старые захоронения, которые когда-то находились в пределах церковной ограды. Неслучайно в 2018 г. в память обо всех погребённых здесь был установлен мемориальный крест.

Семейное дело

Той порой 2 февраля 1890 г. после пьесы «Бедность не порок» пятеро наших артистов бойко разыграли забытый ныне водевиль «На узелки, или Прыжок с третьего этажа».

Среди тех, кто сыграл в нём роль одной из молодых вдовушек, была, в частности, «г-жа Плотникова», жена заводского инженера-технолога Павла Васильевича Плотникова, который в спектакле «Бедность не порок» выступил в роли фабриканта Африкана Коршунова. Так что увлечение театром было для некоторых пар делом семейным.

Позабытым в наше время оказался не только водевиль, но и его автор Аркадий Николаевич Похвиснев (1816-1892). А ведь в своё время он был заметным человеком: дворянин, офицер лейб-гвардии, адъютант генерал-губернатора и командующего войсками Восточной Сибири Н. H. Муравьёва. А ещё писатель-драматург, театральный рецензент и тот чиновник Главного управления по делам печати, который на протяжении почти 25 лет составлял ежедневное обозрение русских журналов и газет для Александра II.

«Пример истинного развлечения»

Афиша театральных постановок, прошедших в Добрянке в феврале 1890 года. Разрешение на их печать было выдано уездным исправником Баралевским. /Из фондов ГАПК

Через неделю, в пятницу 9 февраля 1890 г., добрянские любители разыграли пьесу А. Н. Островского «Не живи, как хочется». Это ещё одна любовная история с теми же артистами, что выходили на приспособленную под театр местную сцену неделей раньше. Как и в первом спектакле, в списке актёров встречалась «г-жа Воробьёва» – возможно, супруга заводского лаборанта Владимира (Владислава?) Васильевича Воробьёва. В документах 130-летней давности его называли «кандидатом университета». Тоже примечательный момент. Эта степень присваивалась в Российской империи только тем лицам, которые оканчивали курс университета с отличием и представляли при этом исследовательскую работу по теме факультета. Позже его называли уже кандидатом естественных наук.

Ну а 9 февраля без водевиля опять же не обошлось. Самодеятельные актёры разыграли ещё одну забытую в наше время пьесу для домашнего театра «Живчик» (в переводе с французского К. Тарновского и Ф. Руднева). О чём она, сейчас уж не скажешь, но в конце XIX века постановка была популярной, и современники характеризовали её как пример «истинного отдыха для тружеников, которые ищут в театре развлечения». Соавтор перевода (правильней, наверное, существенной переделки), драматург, музыкант, театральный критик Константин Августович Тарновской (1826-1892) тоже был на виду. Есть данные, что он написал, перевёл и переделал до 150 пьес! Сочинял и романсы. Что же касается его соавтора по «Живчику» Ф. М. Руднева, то, помимо этого водевиля, он был автором перевода ряда других пьес.

Афиша театральных постановок, прошедших в Добрянке в феврале 1890 года. Разрешение на их печать было выдано уездным исправником Баралевским. /Из фондов ГАПК

О спектаклях, прошедших в Добрянке в феврале 1890 г., в губернской прессе не сообщалось, но из публикаций, посвящённых другим постановкам, известно, что они часто носили благотворительный характер. Средства, собранные от продажи билетов, шли не только «на угощение актеров», но и на устройство школьных ёлок, на помощь местной читальне, на поддержку нуждающихся жителей заводского посёлка.


Поделиться:

Комментировать в соцсетях