В отделе русского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа (коллекция русской альбомной графики, рисунков и миниатюр) хранятся несколько десятков уникальных чертежей Добрянского железоделательного завода середины XIX века.
«Попались тут интересные картинки»
В основном это работы, выполненные на бумаге тушью и акварелью за подписью заводского механика Августа Дорна. Отыскал же их на просторах Интернета и сбросил ссылку мой школьный товарищ, большой любитель местной истории Александр Зуев: «Попались тут интересные картинки. Сразу вспомнил про тебя. Если видел, то извиняй!» Я с интересом посмотрел, вспомнил, что когда-то действительно видел кое-что в архивах, но чтобы в таком количестве и настолько доступно – это впервые!
«Виртембергский механик»
Как известно, подавляющее большинство служащих в Пермском нераздельном имении Строгановых являлись выходцами из местных крепостных. Но бывали редкие исключения, когда на службу принимали иноземных специалистов.
В 50-х годах XIX века к ним относился «виртембергский механик» Август Дорн. В современном написании это бывшее немецкое графство с центром в Штутгарте звучит как Вюртемберг. В своё время сведения о Дорне я находил в фонде Строгановых Российского государственного архива древних актов (РГАДА) в Москве.
Напомню, на Добрянском заводе этот немецкий подданный появился в 1851 году как специалист «для усовершенствования способов выделки железа». На службе у Строгановых он состоял официально и получал немалое жалованье –
по 1500 рублей в год. Судя по тому, что командировочные деньги выплачивались ему «в счёт постройки нового железокатального заведения» в Добрянке, запуск этого производства и был его главной задачей.
«Нужное и сообразное»
Согласно предписанию «Его Сиятельства, Господина Генерал-Адъютанта, Генерал-Лейтенанта, Сенатора и Кавалера графа С.Г. Строганова» от 6 июня 1851 года старшему приказчику Добрянского завода требовалось предоставить в Добрянке «для жительства г. Дорна (…) приличную квартиру, одного мальчика для прислуги, лошадь для разъездов из господской конюшни». В качестве личного «кормильца» к немецкому специалисту ещё в Москве был приставлен повар Алексей Сивков. «Нужное и сообразное с его службой жалованье» должно было выплачиваться повару из средств завода.
Конкретных сведений о работе Дорна в Добрянке в деле, которое хранится в РГАДА, не имеется, но по косвенным свидетельствам отношение к редкому в уральской глуши иноземцу было пристально-настороженным. Судя по ежемесячным донесениям конторы о выдаче ему денег, Август Дорн трудился в Добрянке до ноября 1855 года.
Вольный служитель
Известно также, что этот немецкий специалист занимался заводскими усовершенствованиями на Очёрском металлургическом заводе Строгановых. По крайней мере, в тамошних краеведческих изданиях мне не раз встречалась фраза о том, что «На весь Очёрский округ был только один «вольный» служитель – главный механик Август Дорн, все остальные – крепостные».
Среди добрянских и очёрских имеются также чертежи Кувинского завода Строгановых (п. Кува в Коми-округе) и очень ценный для местной истории рисунок «Вид дома и церкви гр. Строгановых в Чусовском городке Пермской губернии».
Обстоятельно и эстетично
Итак, что же изображено на хранящихся в Эрмитаже графических листах применительно к Добрянке? Это обстоятельно проработанные, эстетично выполненные чертежи различных заводских механизмов, машин и некоторых производственных зданий Добрянского верхнего и нижнего (Софийского) заводов. Среди них планы печей, горнов, котлов, кранов, прессов, станков, насосов, колёс, проекты и планы фабричных (цеховых) корпусов. Есть, к примеру, «Фасад и план корпуса Добрянского завода с кузницей, токарной, слесарной, котельной», «План и фасад предполагаемого устройства слесарной и литейной мастерских Добрянского завода», проект чертёжной. Некоторые работы имеют подписи на немецком языке, а проект катальной фабрики в Добрянке сопровождался к тому же составленными в 1850 году Августом Дорном докладными записками, схемой и сметой. Но эти документы, к сожалению, на сайте Эрмитажа не выложены.
Имея в виду, что на заводе было какое-то количество чертёжников (на одном из листов встречается, например, подпись «чертил Николай Сюзёв»), сомнительно, что всё документы готовил лично Дорн, но абсолютно точно, что все чертежи исполнялись под его непосредственным руководством.
В целом же коллекция чертежей из Эрмитажа – великолепный источник по технике и технологии железоделательного производства в Добрянке середины позапрошлого столетия.
Комментировать в соцсетях