Прививка от невежества

В День города, 20 июля, в Центральной городской библиотеке откроется выставка картин известного пермского художника Юрия Лапшина. В ней будут представлены работы из коллекции нашего земляка Станислава Макеева. В сегодняшнем интервью Станислав Николаевич рассказывает о своём взгляде на творчество живописца, с которым дружит уже много лет.

Станислав Макеев.

– Станислав Николаевич, творчество Юрия Лапшина для многих неоднозначно. А можете Вы обозначить его, скажем, тремя эпитетами?

– Всегда, когда думаешь о творческом человеке такого уровня, как Юрий Николаевич Лапшин, то поневоле оказываешься в некоем тупике, потому что любые личностные характеристики становятся шаблонными. Слова не могут выразить того количества граней, которыми обладает его личность. Вроде в обычной жизни он мало чем отличается от окружающих людей. Но как только переходит на орбиту творчества, так всё бытовое уносится прочь, и остаётся одно «божественное начало».

– Расскажите о нём как о художнике.

– Творческий потенциал Юрия Николаевича велик и разнообразен. За всё время моего знакомства с ним, а это более тридцати лет, я непрерывно наблюдаю его эволюцию как художника. В отличие от многих других собратьев по профессии, ограничивших себя одной манерой письма, он не «застыл» на месте. Да, он так же постигал все приёмы академической живописи, но не копировал действительность, а преображал и обобщал её настолько, что она приобретала философскую окраску. Ведь ему не чужды теоретические труды корифеев и новаторов живописи, таких как Василий Кандинский, Пауль Клее и Казимир Малевич. Именно в них Юрий находит подтверждение своим поискам.

– Юрий Николаевич очень плодовитый художник. У него имя, у него масса выставок и огромное количество работ, он умеет творить в самых разных жанрах… Как я понимаю, такое возможно лишь тогда, когда человек находит огромную радость в труде.

– Это действительно так. Юрию Николаевичу уже за восемьдесят, но он по-прежнему обладает колоссальной работоспособностью. Только за последние два года он написал около двухсот произведений. Я не помню случая, чтобы он позволил себе «ничего не делать». Он умеет экспериментировать на всех доступных материалах, будь то бумага или металл, дерево или ДВП, холст или стекло. Он работает с художественными и нехудожественными красками. Он обладает ничем не ограниченным полётом фантазии. Всё вместе взятое делает диапазон его творчества поистине поражающим воображение.

– А как можно почувствовать, увидеть грань между обычным и гениальным?

– Есть такая формула, выработанная человечеством, которая гласит, что посредственная работа отличается от гениальной всего на «чуть-чуть». Достаточно одного штриха. Обладая тонкой психологической организацией, художник очень точно чувствует эту грань, поэтому в его работах, даже самых абстрактных, всегда безупречная композиция, безупречная гармония цвета.

Мир ирреальной реальности Юрия Лапшина, мир плоти и духа беспрерывно меняются. Он вносит в живопись какие-то футуристические элементы, которые спустя годы становятся жизненными реалиями.

– Откуда это у него? Может, из театрального прошлого? Ведь он начинал свой творческий путь театральным художником.

– В театре Мастер, конечно же, приобрёл огромный опыт, который позволяет ему выстраивать свои выставки как некие мистерии, куда органично введены связанные одним замыслом и темой картины и скульптуры, графика и баннерная печать, деревянные и картонные конструкции. На меня они всегда производят потрясающее впечатление.

Если все работы, созданные художником, выставить в один ряд, друг за другом, то возникает ощущение, равное словам Ломоносова: «Открылась бездна, звёзд полна…» Грандиозная экспозиция мира!

– За годы дружбы с Юрием Николаевичем у Вас сформировалась большая коллекция его работ. Некоторые будут выставлены в нашей библиотеке. Это картины какого-то одного времени или разных творческих периодов?

– Разных. Первые работы, приобретённые мною, датируются 1991 годом, годом эпохальных перемен в нашем государстве, перемен, которые порой были разрушительны и хаотичны. Мои робкие желания окружить себя и свою семью прекрасным привели меня в Пермский выставочный зал на Комсомольском проспекте. Там и произошло моё знакомство с живописью Юрия Николаевича, а чуть позднее и с ним самим. Затем появились произведения из так называемой «Байкальской серии». На сегодня моя коллекция включает в себя, ни много ни мало, 165 произведений. Все они систематизированы.

Немаловажный, положительный эффект наших отношений отразился и в том, что в Добрянке появился целый пласт людей, которые стали покупать работы Юрия Николаевича, а это значит, что дух Творца, дух прекрасного царит в их семьях и тем самым делает им прививку от пошлости и невежества.

Художник Юрий Лапшин в своей мастерской. / Фото из государственного архива

Поделиться:

Комментировать в соцсетях