«Золотой век» Добрянки

В 90-х годах минувшего столетия человек с видеокамерой в руках был в Добрянке на виду, персоной редкой. Таким помнится наш земляк Владимир Матрушин, коллекционер, чья выставка проходит в эти дни в библиотеке. Беседа с ним получилась не только о коллекции, но и о ярких страницах родного города.

Первый помощник Владимиру Матрушину в коллекционировании – его сын Лев. / Фото автора

– Я с видеосъёмкой вплотную соприкоснулся в начале 90-х, и путь к ней занял не один год, – делится Владимир. – Родился в Перми, но в 1984 году мои родители-энергетики переехали в Добрянку, где шло строительство Пермской ГРЭС. Я остался было с бабушкой, но «завихи» подросткового возраста заставили родителей вскоре забрать меня к себе. Тем более что они быстро в Добрянке обустроились, получили квартиру. Окончив в Перми 8 классов, пошёл в ПУ‑18, где учился на электрогазосварщика.

– Ничего удивительного, что жители больших городов уезжали в малые. В те годы Добрянка была самым перспективным городом в Пермской области. Развивалась стремительно. Каждый месяц новый дом, а то и не один. Молодёжи со всего Союза – море. С работой никаких проблем. Восемнадцатое училище, как известно, готовило кадры для энергетиков и энергостроителей. А ты как был связан с ГРЭС?

– На ГРЭС проходил практику. Но по окончании училища поработать по специальности уже не пришлось. В 1989 году призвали в армию. Попал в войска связи. Служил связистом, командиром отделения в частях Московского округа ПВО. Кстати, в том полку, который в своё время вёл самолёт Матиаса Руста.

– Да ну! Это того самого немца, который в 1987 году посадил свою легкомоторную «Сессну» в Москве у Красной площади и стал раздавать автографы? Что-то сослуживцы или отцы-командиры по этому поводу рассказывали?

– Говорили, что на их уровне всё было сделано как надо. Цель засекли, взяли на сопровождение, доложили кому надо, а генералы ответственность на себя брать не стали, мягко говоря, струсили. Неслучайно, что потом многие из них лишились своих должностей. Целая чистка в армии прошла.

– Видимо, армейская специальность сыграла свою роль, что по возвращении домой ты устроился «технарём» в ДК «Союз»?

– Не без этого. Я уже чётко осознавал, что на прямое производство не пойду. Хотелось, чтобы дело было по душе. Пересёкся как-то с Рафиком Хасановым из известной в то время в Добрянке, да и за её пределами, рок-группы «Катарсис», он мне и предложил устроиться к ним в «Союз» светооператором.

– Полагаю, что жизнь у тебя нескучная пошла.

– Не то слово! И «Катарсис» в составе Рафика Хасанова, Алексея Кононова, Алексея Воробьёва, Эдуарда Котлярова «зажигал» (Андрей Гарсиа уже уехал из Добрянки), и другие группы блистали. «Равви», «Поли-Р», «Глория»… Камерный ансамбль «Этос» под руководством Михаила Веселицкого появился, «Прикамье» Алексея Мулина подъехало. Разные музыкальные направления, разные стили, разные люди, но все одинаково одержимые (в хорошем смысле этого слова) творчеством. Я вообще считаю, что начало 90-х – это золотой век Добрянки. У нас, в «Союзе», благодаря руководителям Пермской ГРЭС и неуёмности Ивана Васильевича Агулова, самая лучшая в Пермской области звуковая аппаратура была, топовые музыкальные инструменты. Дискоклуб «Эдисон», которым я некоторое время руководил, тоже оборудован был отлично.

– Помню, как «Союз» давал полномасштабные, в двух отделениях, концерты в пермском Дворце спорта «Молот», а потом на сцене театра оперы и балета. В оперный мы с женой пригласили своих однокурсников по университету. Поначалу они пришли, чтобы просто встретиться, пообщаться, а потом затихли и по окончании концерта выходили из театра с круглыми от удивления глазами: «Это всё Добрянка сделала?! Не побывали бы, не поверили!»

– Вот и я о том же. Жаль, что всё ушло…

– А как ты, Володя, к видео-съёмке пришёл? Редкое же явление в то время было.

– Там же, в «Союзе». Тогда Агулов «пробивал» городское телевидение, под это дело аппаратура появилась. Впрочем, начавшийся развал в экономике не позволил довести его идею до завершения. В «Союзе» начались сокращения, и я ушёл видеооператором в Центр подготовки и тренажа (ЦПТ) Пермской ГРЭС. Там мы с Николаем Лапиным под руководством Ольги Павловны Пьянковой снимали и монтировали учебные фильмы по технике безопасности. С доктором Мариной Ладугиной готовили передачи на медицинские темы. Запомнилось, как ездили с ней для съёмок на дачу к знаменитому ректору мединститута Евгению Антоновичу Вагнеру. Побывал я и на съёмках футбольного «Кубка Санкт-Петербурга», где успешно выступали ребята Жоры Семёнова из «Фортуны». Интересное было время, работалось с удовольствием. Можно сказать, что целая эпоха через объектив видеокамеры передо мной прошла.

– У тебя ведь, помнится, ещё одна любопытная страница в биографии имелась, связанная с работой в муниципальной телерадиокомпании «Третий диапазон».

– Да, было дело. Туда я перешёл после трёх лет работы в ЦПТ. В Доме быта была оборудована студия, коллектив хороший подбирался. С компанией сотрудничали Татьяна Мамонтова, Андрей Савченко, Наталья Толстова со своим «Сюрпризом». Передачи «Третьего диапазона» на крупных фестивалях побеждали, некоторые наши фильмы по центральным каналам показывали. Планы на городское радио и телевидение у Игоря Евгеньевича Лещёва большие были, но в итоге что-то не срослось. Ни перспектив, ни зарплаты. Жил шабашками и в 2003 году уехал в Пермь. Хотел было устроиться на какой-либо телеканал, но тогда у всех с финансами туго было, и я ушёл в сферу, далёкую от творчества. Честно признаться, жалею об этом.

– Я так понимаю, что коллекционирование для тебя – как отдушина? Тем более что ты имеешь за спиной исторический факультет пединститута, а значит, и чёткую систему знаний.

– На защите диплома у меня, кстати, сам ректор Игорь Севастьянович Капцугович присутствовал. Величина в научном мире значимая. Что же до коллекционирования, то без какого-либо увлечения жить скучно. Когда-то в молодости марками увлекался, монетами, потом был большой перерыв, а сейчас вот ступы собираю. Казалось бы, что проще – ступка да пест, а столько интересного открывается! По данным археологии, они ещё 35 тысяч лет назад первобытными людьми использовались! Из камня делались, из рогов животных, из дерева, потом из металлов. В славянской древности ступа и пест считались символами женского и мужского начала. В средневековой Европе это символ аптекарей. Даже в геральдике они представлены на гербах некоторых городов. Между прочим, они ещё и звенят, подобно колоколам (стучит по одной-другой металлическим прутиком, и действительно раздаются по-колокольному мелодичные звуки!)


Так, под этот звон, и завершили мы разговор с коллекционером. Но посмотреть экспозицию Владимира Матрушина в библиотеке, как и работы добрянских художниц Олеси Нечкиной и Любови Плюсниной, можно будет до конца января.


Поделиться:

Комментировать в соцсетях