Работы полазненской художницы хранятся даже в зарубежных музеях

В Полазне живёт и работает художник ни много ни мало международного уровня. Елена Старовойтова много лет создаёт лубочные картины, которые относятся к традиционному русскому народному искусству.

Елена Старовойтова любовь к лошадям пронесла через всю свою жизнь. Несмотря на занятость, она находит время регулярно садиться в седло. / Фото из архива Е. Старовойтовой

Она – член-корреспондент Академии народного искусства России (2013), член Союза художников России (2013). Лауреат и дипломант международных и всероссийских выставок. Авторские работы хранятся в музеях Москвы, Италии, Аргентины, Мексики, Германии, Удмуртии. Своим творчеством увлекает и детей – преподаёт в Полазненской школе искусств.

– Лубок – это вид графики. Он не забыт, многие российские художники-иллюстраторы прибегают к такой стилистике для оформления книжных изданий. Во всём мире русский лубок считают уникальным пластом в изобразительном искусстве, он вызывает живой интерес на выставках.

Родилась художница в Сибири.

– Красивые просторы цветастых лугов, загадочные и опасные болотца, таинственные дебри тайги и, конечно, запах парного молока, свежей смолы и кедровых орехов. Ещё тогда любила рисовать углём на тёплой печи или украдкой от мамы нелепо раскрашивать старинные открытки, а то брала в руки ножницы и вырезала из простыней снежинки и узоры, – рассказывает она.

Через несколько лет семья переехала в Полазну, Лена пошла в первый класс. В ещё старой деревянной школе художественные наклонности девочки заметила её первая учительница Алевтина Мартыновских.

– Она нас учила аккуратно выводить каллиграфические буковки жидкими чернилами деревянной ручкой со скрипучим пёрышком. Ну и, конечно, больше всего мне нравился урок рисования, где Алевтина Ивановна меня всегда хвалила, подбадривала, показывала мои «рисовашки» как пример другим ученикам, – вспоминает Елена Старовойтова.

Затем семья переехала в Удмуртию, где девочка уже всерьёз занялась рисованием. Творческие занятия совмещала с ещё одним страстным увлечением – верховой ездой.

А каждое лето её тянуло в полюбившуюся Полазну к бабушке, куда с 12 лет она ездила самостоятельно. В посёлке по соседству жил удивительный человек – мудрый и размеренный конюх дед Степан. Каждый день, ни свет ни заря, девочка бегала в конюшню причёсывать и кормить лошадей, затем купать их в полазненском пруду.

– Ночное, летняя зорька, запах свежескошенного сена, топот коней, смех друзей! Вот оно – единение человека с природой! И, разумеется, все эти яркие впечатления я рисовала в альбоме, в основном всё кони, кони, кони, – делится она кадрами из прошлого. 

Через год после окончания общеобразовательной и художественной школ, успев получить диплом чертёжника-конструктора, она поступила в Удмуртский государственный университет на художественно-графический факультет. Там ей довелось учиться у талантливых педагогов и известных художников.

На пятом курсе лекции по лубочным картинкам читал приехавший из Москвы основоположник современного лубка, основатель Московского музея народной графики Виктор Пензин.

Когда пришло время выбирать тему дипломной работы, она случайно нашла в старом альбоме замечательные лубочные картинки XVII-XVIII веков с изображением великих полководцев, фрагменты знаменательных баталий. И выбрала тему «История русской кавалерии». После окончания вуза Виктор Пензин пригласил её в Москву.

– И вот я еду в Мастерскую народной графики, посещаю первый в России Музей народной графики! – заново переживает восторг Елена. – И творю прямо в мастерской Владимира Петровича, режу линогравюры, печатаю с авторских досок свои эстампы, раскрашиваю свои первые лубочные картинки по всем стилистическим особенностям данного жанра! В 1986 году стала членом Мастерской народной графики «Русский лубок». Виктор Петрович организовал показ «Первой выставки Мастерской народной графики», которая экспонировалась в 60 городах России и 20 странах мира. Благодаря ему, мои лубки хранятся в музеях России, Италии, Аргентины.

А 18 лет назад семья Елены переехала в Полазну, художница пришла в Полазненскую школу искусств, где преподаёт рисунок и графику, руководит студией «Батик».

– Тут очень много талантливых детей, они активно участвуют во многих международных, всероссийских, краевых выставках, за что получают дипломы и медали, ну а я – благодарности, – говорит Елена. – Я и сама развиваюсь постоянно, регулярно выставляю свои произведения на различных выставках и фестивалях. С 2013 года – член-корреспондент Академии народного искусства России, член Союза художников России. С 2015 года – администратор сайта Академии народного искусства России. Веду блог «Пером и кистью…» о нелёгком, но безумно интересном преподавании изобразительного искусства. Не проходит и дня, чтобы в руках не было карандаша или кисти, сколько помню себя, столько и рисую.

А в октябре в пермской библиотеке им. Горького с успехом прошла персональная выставка нашей художницы.

previous arrowprevious arrow
next arrownext arrow
Full screenExit full screen
Slider

Полазненская художница в Добрянке

Выставки работ Елены Старовойтовой и её коллег из Полазны дважды проходили в центральной библиотеке: в апреле 2015 и декабре 2019 года.


Поделиться:

Комментировать в соцсетях


Добавить комментарий

3 + 2 =