Житель Добрянки воссоздал в своём гараже обстановку прошлого века

Довольно необычно выглядит внутри гараж добрянца Алексея Сюткина: он превратил его в своеобразный музей эпохи прошлого века.

Алексей Сюткин любит послушать на патефоне любимые пластинки отца. Он уверен, что не только песни, но и характерное звучание переносят его в атмосферу далёкого детства второй половины 50-х. / Фото автора

Флаги советского времени соседствуют со стягами Добрянского района и Военно-Воздушных сил СССР. На полках несколько военных фуражек и даже пробковый шлем из Вьетнама.

А вот коллекция самоваров разных размеров и конструкций – от дореволюционного, который нагревался углями, до электрического, разрисованного красочными цветами, золотистого «юнца» конца прошлого века.

– Все работают, – не без гордости комментирует мой собеседник, объясняя детали, конструктивные особенности того или иного экспоната.

Началось его увлечение довольно спонтанно.

– Вот этот самовар под необычным названием «Спутник» мне родители и сестра подарили в конце семидесятых, – бережно спускает он с полки забавный прибор на трёх ножках – действительно спутник.
От него так и повеяло эпохой «развитого социализма».

– Такие на суксунском заводе выпускали небольшими партиями к какому-то юбилею запуска первого космического спутника, – продолжает мой экскурсовод. – Я только-только после военного училища приехал служить на Украину, женился. От времени покрытие потускнело, но до сих пор всё работает, даже провод питания родной сохранился.

Подняв крышку, он демонстрирует внутренности «Спутника» с непривычным вертикальным нагревательным элементом.

Самые дорогие для коллекционера самовары – угольно-дровяной начала ХХ века и «Спутник», который ему подарили родственники в конце 70-х. / Фото автора

– Одно неудобно – надо, чтобы всегда бак был полный, а если вода не покрывает тэн полностью, то он перегорает, – комментирует коллекционер. – А в те годы комплектующие были дефицитнее самих самоваров.

Алексей Сюткин в детстве увлекался филателией и собиранием значков, и когда ему в руки попали самовары различной конструкции, загорелся идеей собрать коллекцию. Что-то покупал на рынке, что-то дарили знакомые.

Предмет его особой гордости – дореволюционный угольно-дровяной экспонат. Если судить по размеру и никелированному покрытию, изначально принадлежал он семье с достатком.

– Осенью купил трубу для него, хочу весной попробовать растопить, – делится планами Алексей. – Соберёмся с друзьями на какой-нибудь праздник, попьём чайку из самоварчика.

И вдруг, как фокусник, достаёт он из-под стола коричневый коленкоровый ящик со словами:
– А вот под такое музыкальное сопровождение праздник станет ещё интереснее.

Открыв крышку, он приводит патефон в рабочее состояние: вставляет в гнездо ручку, заводит пружину, поворачивает звукоснимающий механизм – тонарм, причудливо изогнутую блестящую трубку с мембраной и иглой. Бережно ставит пластинку и аккуратно опускает иглу.

И сквозь характерные шумы звучит голос знаменитого в 40-60-е годы советского тенора Сергея Лемешева: «Скажите, девушки, подружке вашей, что я не сплю ночей, о ней мечтая, что всех красавиц она милей и краше, что сам хотел признаться ей, но слов я не нашёл».

– Патефон со своим характерным звучанием полностью погружает тебя в атмосферу далёких лет, – признаётся любитель-музейщик. – Все пластинки – из нашей семейной фонотеки. Это была одна из любимых песен моего отца. Но больше всего он, участник Великой Отечественной, любил песню «Тёмная ночь» в исполнении Козловского. Не только чаще всего слушал в исполнении Козловского, но и, не имея музыкального образования, подобрал мелодию на пианино. Я эту пластинку ставлю только по большим праздникам – очень дорожу ей, как и другими песнями военных лет – «В лесу прифронтовом», «Огонёк».

И поясняет, что пластинки тех времён хоть и были толще, но материал был довольно хрупким. Сохранилось полтора десятка пластинок с песнями Руслановой, Шульженко, из более поздних – Гурченко.

На каждом аналоговом носителе вмещались только две песни – на первой и второй сторонах. В общей сложности около 5 минут музыки, ведь пластинка вращалась со скоростью 78 оборотов в минуту, и звуковой дорожки – едва видимой тончайшей «бороздки» – с которой игла патефона снимала звук, хватало минуты на две. С усовершенствованием технологий, внедрением новых материалов скорость вращения снизилась, пластинка крутилась по 40-45 минут. А потом наступила эра компакт–дисков.

Патефон Алексея Сюткина «Молот» – выпуска начала 1950-х
годов. Как он рассказывает, в 1946 году в Перми, которая в те годы называлась Молотов, освоили выпуск патефонов. Они были необычайно популярны. Выпускали их лет десять, а затем завод перепрофилировали для выпуска велосипедов.

Мини-музей для Алексея Сюткина – своеобразная машина времени, которая уносит его в 60-70-е годы прошлого века.

– Человек ведь в основном вспоминает хорошее, – признаётся он. – Бывало, заведёшь патефон, заваришь чайку в самоваре, который тебе много лет назад подарили ближайшие родственники, посмотришь на настенные часы, которыми наградили деда за ударный труд механизатора, и переносишься в те времена, когда родители были молодыми, вспоминаешь школьные годы, друзей, свою молодость… Много хорошего есть в жизни, не стоит этого забывать!

Самые дорогие для коллекционера самовары – угольно-дровяной начала ХХ века и «Спутник», который ему подарили родственники в конце 70-х. / Фото автора

Поделиться:

Комментировать в соцсетях